Разведчики Времени
экспериментальное исследование сакральной площадки с привлечением психотехник,
использующих измененные состояния сознания (ИСС).


Эксперимент проводился совместно Санкт-Петербургским отделением
группы «Неман»
и независимым исследователем, членом РГО
В.Мизиным (Art Gratis).

«Фундаментальный урок, который преподносят нам сакральные площадки, таков: их нельзя использовать в рамках так называемого «нормального» сознания. Они предназначены для использования в измененном состоянии сознания.»
П. Деверо
Содержание:
1 Предпосылки и общие сведения
2 Особенности выбранного места
3 Ход эксперимента
3.1 Приборные наблюдения
3.2 Психотехники:
3.2.1 Esgal
3.2.2 Line
3.3 Даузинг: получение энергетической схемы источника (Esgal, Line)
3.4 Контроль состояния участников
3.5 Комментарии аналитика (Art Gratis)
3.5.1 Выявленные особенности культа
3.5.2 Возникновение культа
3.5.3 Датировка
4 Вывод: итоги эксперимента и перспективы
5 Приложения

1. Предпосылки и общие сведения

     Предпосылками к эксперименту стали как общетеоретические рассуждения о правомерности применения человеческого сознания в качестве инструмента по изучению окружающей среды, не ограничивая возможности этого инструмента только рамками логики и вычислительного механизма, так и получивший этнографическое подтверждение практический опыт психометрии, имевший место быть на острове Эссари в октябре 2006 года. Дальнейшее углубление в тему нестандартных методов исследования древних культовых мест привело к созданию концепции эксперимента, который бы позволил при минимальных исходных данных установить причину возникновения и детали культа выбранного сакрального места.

Актуальность
     Исследование сакральных мест в современной науке представляет собой достаточно сложную задачу. Современные методики исследования древних священных мест в первую очередь нацелены на фиксацию материальных следов человеческой деятельности и на систематизацию дошедших до наших дней локальных традиций и ритуалов, связанных с тем или иным местом. Однако среди сакральных мест есть довольно большая категория объектов, как не имеющих материальных следов (либо они не позволяют воссоздать сколько-нибудь цельную картину культа), так и не имеющих четко выраженных сведений об истоке и особенностях культа. Проведение эксперимента планировалось именно в расчете на подобный случай.

Выбор места
     В качестве места проведения эксперимента был выбран почитаемый источник, о культе которого сохранились лишь незначительные общие сведения, не позволяющие восстановить полную картину его происхождения и подробности культовой практики.
Однако картину возникновения культа можно прояснить, учитывая исторические, геологические и феноменологические особенности окружающей местности.

Выбор времени:
     Временем проведения эксперимента выбраны дни вблизи даты астрономического солнцестояния (20 – 22 июня, середина - 21.06 09.45), совпадающего с началом нового лунного месяца (полдень, 22.06).
Астрологический прогноз указывал на возможность «феноменов» в 2-3 ч ночи на 20-е и в ночь на 22-е числа, «культурно-мистически-социального» характера.

Цели и задачи
     Целью данного эксперимента является доказательство применимости современных техник управления сознанием в приложении к исследованию сакральных мест. На начальном этапе перед полевой группой экспедиции была поставлена задача поиска ответов на 2 вопроса, недоступные классической археологии и этнографии:
  - Как выглядели ритуальные действия, проводимые в день солнцестояния в этом месте в прежние времена?
  - Имели ли на этой площадке место какие-либо знаменательные события, как это выглядело и к какому временному периоду может быть отнесено?

     Интересовало также изменение свойств источника при переходе через одну из ключевых точек года.

     Вопросы были поставлены с учетом возможности проверки полученной информации смежными методами. Изначально предполагалось не ограничиваться жесткими рамками формулировок вопросов, а, используя их в качестве общенаправляющих, получить все возможные сведения о зарождении данного культа и особенностях его практики.

Методика
     Наблюдения, включающие работу в ИСС, проводились независимыми операторами без обмена полученными результатами между ними в ходе полевых работ.

     Биолокационная съемка проводилась двумя независимыми операторами и последующим их обобщением до единого варианта. Усреднение оказалось возможным, потому что расхождения невелики.
     Приборные наблюдения производились открыто, результаты обсуждались, и тактика измерений корректировалась в соответствии с обнаруженной ситуацией. Измерения дублировались как на разных дозиметрах, так и на разных компасах. Для выявления или исключения фактора влияния оператора производилась смена операторов.
     Результаты всех наблюдений доводились до аналитика, который единственный имел всю полноту информации, мог собрать целостную картину и, исходя из нее, направлять ход эксперимента (в случае необходимости уточнений и изменений начального плана в зависимости от обнаруженного).

Методы
    В качестве основных методов использовались:
- техника трансгрессии (управление фокусом внимания);
- техника психометрии;
- иные личные техники;
- биолокация;
- изучение и трактовка элементов ландшафта;
- радиометрические (дозиметрические) измерения.

Участники:
Esgal (практика ИСС, биолокация, топография)
Line (практика ИСС, биолокация, ландшафтная разведка)
Art Gratis (оценка ландшафтных особенностей, анализ полученной информации, реконструкция культа)

2. Особенности выбранного места

     Святой источник у деревни Клескуши (Лужский район Лен.обл.) стоит особняком в ряду подобных исследованных ранее объектов (Турово, Липная горка, Вознесенский родник, Мелекса, Самро и др.). Несмотря на современный православный антураж источника, здесь нет легенд, характерных для подобных мест (провалившиеся церкви, явления икон, Богородицы, Параскевы Пятницы и т.п.), рядом никогда не было часовни или церкви. Сама структура данного священного места не вписывается в известные в других местах схемы, соответствующие распространенным архетипам. Не сохранилось сведений о его посвящении какому-либо святому подвижнику или приурочивании культа к какому-либо религиозному празднику. На расположенных в гроте иконах (фото) изображены самые различные религиозные персонажи, без выделения возможной ключевой фигуры, которую можно было бы соотнести с культом именно этого места. Источник считается святым, но его вода целебной не называется, также не отмечено связанных с целебными источниками следов «заветной» практики. По воспоминаниям местных жителей, культ источника прослеживается до конца 19 века.

     Источник вытекает из небольшого грота, расположенного в склоне береговой террасы реки Луга. Выделяющейся внешней особенностью грота является растущая над ним ель, примерным возрастом 300-500лет (фото). Верхняя часть грота держится в том числе и за счет укрепления ее мощными корнями дерева. Обследование окружающей местности позволило определить, что подобные образования здесь не являются исключением (фото). Выше грота, на краю верхней террасы, примерно в 20 м от грота, расположено два крупных камня. Камни стоят на линии подземного продолжения ручья, выявленной биолокацией. Один из камней (фото) разбит на две части, из раскола растет двумя стволами береза (один ствол сгнил). Второй камень высотой около 2 м (фото) имеет одну ровную грань и сильное разрушение со стороны расколотого камня. Возле камней наблюдается отклонение стрелки компаса (20 град).

     Судя по внешним признакам (характеру разрушений валунов, отклонению стрелки компаса), камень был разбит ударом молнии. Можно отметить, что по распространенному народному представлению, именно в местах удара молнии вырастают деревья с раздвоенными стволами.

     Из других особенностей местности можно указать проходящий южнее источника примерно в 100 м тектонический разлом, проявленный в современном ландшафте в виде линеаментов, выделяемых на космоснимках (по Е.Мельникову, 2006г). Для зоны разлома характерно наличие большого количества деревьев необычной формы (фото 1, 2, 3, 4 ). На данном участке разлом обозначен на поверхности в виде оврага, начинающегося недалеко от святого источника. По дну оврага также течет небольшой ручей. В месте впадения оврага в р. Луга образован высокий мыс (фото) с эффектным обнажением красного песчаника (фото). В месте, где разлом пересекает реку, она делает резкий поворот. На противоположном берегу разлом прослеживается по линии ручья Перецкого.

3. Ход эксперимента

     В качестве контрольного использовался расположенный рядом источник, не являющийся объектом почитания.

3.1 Приборные наблюдения

     Дозиметрические измерения. Производились двумя дозиметрами:
   1. «Квартекс» РД 8901 (датчик газоразрядный счетчик Гейгера-Мюллера, типа СБМ-20-1, диапазон измерений мкР/ч 0...999, диапазон энергий МэВ 0,1...1,25, цикл измерения с 32±1, относительная погрешность измерений % <30, температурный диапазон C -45...+55

   2. Индикатор радиоактивности индивидуальный "ИРИ-2" (диапазон измерений рентгеновского и гамма излучений 10-250 мкР/ч, основная погрешность при градуировке по Cz-137 - ± 30%, температурный диапазон С 0 … +40).

     Стартовые измерения показали одинаковый радиационный фон над обычным и культовым источниками - 14 мкр/ч.
После этого была зажжена свеча перед иконостасом. Это привело к немедленному падению показаний прибора над "святым" источником ниже порога чувствительности с медленным их повышением до 10 мкр/ч.
Гасим свечу. Показания немедленно прыгают вверх до 15 и некоторое время колеблются в диапазоне 15-22 мкр/ч.
Зажигаем еще раз - резкое и устойчивое падение показаний до 10 мкр/ч.
Последовательность измерений в режиме зажигания/гашения свечи была повторена на втором приборе, на втором приборе со сменой оператора, на трех точках в промежутке между истоком и "первым" мостиком (см. Приложение, Схема_2), на следующий день поутру со сменой операторов. Каждый раз описанная картина повторялась. За мостиком показаний приборов не менялись.

     Над обнаруженными на склоне над источником крупными валунами (гранит), один из которых был расколот надвое, радиационный фон составлял 17 мкр/ч, измерения дублировались, возле трещин в стенке цельного валуна наблюдалось 27 мкр/ч. Над обоими камнями наблюдалось отклонение стрелки компаса на 20° к востоку.

3.2 Психотехники
3.2.1. E.

     Зарождение выходящего из недр ручейка происходит возле вершины холма, недалеко от поляны традиционных стоянок и пикников. Поляна тоже является благоприятным местом. Холм и источник составляют единую систему.

Из дневника наблюдений::
…наш холм представился неким грандиозным природным храмом, наша стоянка располагалась на его верхней площадке, окружающие сосны играли роль колонн, устремленных в небо, а грот с источником являлся входом в подземную часть, где были еще какие-то темные помещения и переходы в несколько этажей. Причем сейчас эти врата были открыты.

     На тропе к источнику отмечены две "активные" точки, действующие на сознание посетителей.

Из дневника наблюдений::
Первые впечатление - красиво, "сила" имеется, перед вторым мостиком - яркий энергопоток, отсюда начинается "зона силы", следующее пятно - за мостиком, при их прохождении происходит некий сдвиг восприятия ("точки сборки"), в результате видимая картинка приобретает компоненты немного "волшебной", место возле источника ощущается "не таким", как дорожка, к нему, возникает состояние легкого "взвода", "готовности к чудесам", как бывает при нахождении в сильном и благоприятном поле энергии.

     Впрочем, чтобы ощутить эти "тонкости", нужно специально "включить внимание", если не "присматриваться", то ничего особенного не заметно.

     Об истории места.
     Для психометрической привязки была выбрана точка внутри грота, за иконостасом, на высоте 0.5 м от нынешней поверхности земли. (см. Схему_1 точка 5)

Из дневника наблюдений::
Примерно 100 лет назад:
- весна, легкая зелень по земле, но деревья еще без листьев (эпизод_1) , иконостаса нет, вместо него вдоль стенки деревянная полочка в 1 доску, на ней приношения - нечто вроде куличей (эпизод_2) - завязанный узелком толстый бублик, в середине торчит какая-то палочка, но это не горящая свечка, и не погасшая тоже, это вообще не воск, похоже на именно деревянную тонкую палочку (эпизод_3). Крашеных яиц нет - смотрел специально. И не бывало. Картинка не очень четкая - мужичок в каких-то бесформенных штанах (довольно широких и без стрелок), и заправленной в них свободной рубахе без манжет и воротника, но без каких-либо вышивок или украшений. На ногах - что-то довольно нам привычное, может, обычные сапоги, внимание не задержало. Что он делает - не особо понятно, вроде как еще один куличик принес и кладет. Довольно суетливо. Вообще мужичок какой-то… неудачником кажется, или невезучим, или просто растерянным.

Примерно 200 лет назад (с уточнением про групповые посещения):
- тоже весна, похоже, теплая - травы больше, чем в прошлом кадре и листья на деревьях есть, свеженькие, маленькие, светлые. Несколько человек разного возраста, явно семья, есть и бабы и дети (эпизод_4). Одеты чисто и несколько нарядно, видно, что специально собирались. Бабы в длинных платьях, поверх них что-то еще, конкретно не понял, какая-то одежка, обозначающая талию (подпоясанная?) и без рукавов, для тепла или так положено - тоже неясно. У той, что действовала, на голове нечто вроде банданы с широким отворотом на лбу, волосы убраны под нее. Два мужика старше и младше, возможно, муж этой бабы и отец чей-то. Мужик помоложе одет довольно легко - рубаха навыпуск вроде косоворотки, подпоясана, манжет нет, воротника нет, горловина украшена тесьмой, штаны… бесформенные, обувь не отсек. На старшем что-то более теплое, но того же типа. Головных уборов нет. Дети - босиком, штаны у обоих короткие - выше щиколотки, у младшего просто рубашка поверх, у более старшего - с пояском. Оба умытые и причесанные. Одна из баб чертит водой крест на лбу себе, потом обоим детям, остальные тоже рисуют кресты на лбу сами себе, т.е. никакого "распорядителя ритуала" нет (эпизод_5). При этом все что-то бормочут. По смыслу - это ловится как "оборони от всякой хворобы". Там еще что-то было насчет "урожая", т.е. все вместе - получение как бы "оберега" на следующий сезон, чтоб все шло благополучно (эпизод_6.)
Подношения тоже имелись, тоже какие-то выпечные изделия, но маленькие и круглые, может, какое-то специальное печенье (эпизод_7). Детали не видно (камень это не видел).

Еще раньше на 100 лет:
- ничего. С этого кусочка стены ничего видно не было.
- Значит, в начале 18 в. эта стенка была недоступна (не выходила на поверхность земли?).

     Можно утверждать, что "святой" источник имеет олицетворяющую сущность класса стихиалей, или, говоря иначе - дух. Контакт с ним возможен, ритуальное принесение даров служит поддержанию доброжелательного отношения. Дух имеет свои вкусы и пристрастия, их можно определить опытным путем.
     Вода не лечит какие-то конкретные заболевания, но в целом "гармонизирует ауру". Т.е. выправляет энергетические перекосы, повреждения, пробои в тонких телах (эфирном точно, скорее всего и в астральном и ментальном). Результатом окажется ощутимое улучшение самочувствия, настроения, успокоение мышления, в общем, приведение человека в состояние "равновесия, уверенности и благости", когда ему "хорошо". Если кто-то был болен, у него наступает временное улучшение самочувствия (но не излечение!), если был здоров - возрастает сопротивляемость возможным болезням, повышается иммунитет (за счет приведения в порядок энергетики), повышается устойчивость к стресс-факторам. Воздействие скорее "контактное", т.е. воду не обязательно пить, достаточно к ней прикасаться какое-то время.

     Еще об истории места.
Из дневника наблюдений::
Некогда по снегу в овраг провалился некий охотник и хорошо промок в ручье. Но он не заболел после этого, и вообще с ним ничего плохого не случилось (эпизод_8). Наверно, он удивился и рассказал товарищам, после этого и он и другие люди стали навещать ручеек, просто за водой, вспоминая эту историю. Возможно, они потом заметили, что их здоровье и дела идут лучше, чем у других, это ручеек, конечно, не знает, но о нем не забыли.
Следующая картинка (нечеткая) - ночью некая женщина (деревенская колдунья?) обливает водой какого-то человека, который выглядит явно больным. Был ли от этого эффект - неизвестно.
Потом (в это время уже существовала деревня и за водой приходило много людей) удар (молнии), обвал. После обвала открылся грот (полузасыпанный) (эпизод_9).

     Форма грота обнаруживает открытый В.С.Гребенниковым эффект полостных структур (ЭПС) для точки, находящейся точно между корнями растущей над ним ели. Воздействие таких точек может быть патогенно для находящихся в них (зависит от формы полостей), здесь эффект очень нагляден, признаки налицо, он легко может быть замечен слишком любопытным туристом. Контакт с водой ручейка снимает его последствия полностью и тоже наглядно.
Из дневника наблюдений::
Поднялся наверх, сел на площадочку между корней ели, которая держит арку. Ощутимый сдвиг восприятия (провал вниз), но разобраться с ним не удается - в это время уже появилась мошка, и от нее не спасают ни репеллент, ни накомарник. Переменно воюю с мошкой и пытаюсь поймать "что здесь такого".
Потом замечаю, что находиться там все-таки не комфортно, дискомфорт постепенно возрастает, пока я пытаюсь все-таки добиться остановки диалога и поймать "что здесь можно", потом замечаю привкус железа, как когда начинает тошнить, потом он действительно усиливается до легкой тошноты, учащается и становится ощутимым сердцебиение.
Наконец, все же убегаю к ручейку, опускаю ладони и бултыхаюсь в нем, пока не восстанавливается нормальное состояние. Остается легкая головная боль, но это уже даже не "последствие", она сама собой через полчаса проходит.

     В ночное время эффекты воздействия нахождения в гроте проявляются ярче. Заметно и без личных усилий возрастает концентрация, отграничение от окружающего, расширение границ восприятия, сосредоточенность на цели (если она есть). Если конкретной цели нет, эта "линия" все равно возникает, находится в "режиме ожидания задачи". Останавливается ВД, мышление уходит от вербальных форм к аналоговым и процессным (если их можно хоть как-то назвать) - при фиксировании сигнала извне ответ идет немедленно без стадий распознавания, вербализации и принятия решения. Это чисто психологические изменения - сдвиг ТС, или вход в ИСС. В этом состоянии возможно наблюдение нефизических "феноменов" через обычные каналы восприятия (зрение, слух, осязание). Разумеется, это зависит от степени тренированности субъекта (подвижности его ТС), при жесткой фиксации на обыденности и грубо материальном уровне реальности эффектов ожидать не приходится.

3.2.2. L.

     Место в целом благожелательно относится к посетителям. Причем, четкая персонификация, которую можно было бы отнести к понятию "дух места" отсутствует, ощущение более разлитое.

Для установления рабочего контакта потребовался некоторый период сонастройки. При первом посещении грота все было как бы «за стеклом». Предположение, что причиной является христианский культ, иконы и освященные свечи, оказалось несостоятельным или, во всяком случае, имеющим минимальное значение. Позднее сложилось впечатление, что значимый слой реальности расположен несколько «глубже», чем типично наблюдается в «живых» местах.

Возвышенность служит естественной водонапорной вышкой. Поэтому во всех оврагах на склоне обращенном к р.Луге есть ключи разной силы пробивающиеся по границе песчаника и известняка.

Из дневника наблюдений::
То, что рядом должны быть еще ручьи я почувствовал в первый же день – и направо и налево за пригорком. Правого (третьего со слов местного деда) мы не нашли. Тропинка к нему видать уже заросла, т.к. по словам деда вода в нем хуже и он более слабый, то его посещать перестали.
Из ручьев справа (8-10 – сбился со счета) пробовал воду из двух вытекавших из гротов в песчанике. Особенно понравилась вода из ручья в каньоне.

     По дороге от лагеря были отмечены границы двух или трех зон еще до спуска в сам овраг.
Граница пространства грота начинается с последнего дерева растущего из промоины (возможно, это самая старая граница грота).
Вторая граница после мостика через промоину.
Обе границы подтверждены биолокацией.
Биолокационно «плюсовым» оказался правый выступ в грот.
Из отверстия родника слабый ток силы.
В сумерки активность места возрастает.

Из дневника наблюдений::
Когда уже стемнело и, наконец, почти исчезла мошка, я решил повторно сходить в грот. В это время ощущения оказались гораздо ярче.
Но самое интересное наблюдается при зажигании огня в гроте (светильника или свечи). При этом получается странное взаимодействие и преобразование силы источника и самого грота в единое целое, отличное от простой суммы взаимодействий. Особенно сильно это проявляется в сумерках и ночью. При первом же посещении в течение первых нескольких минут после зажигания огня окружающая реальность казалась очень зыбкой.
После этого в гроте (приблизительно в месте между двумя имеющимися там подсвечниками) устанавливается сильный восходящий ток энергии.
Когда я уходил, мне сказали затушить свечку, поравнявшись с деревом (граница), впрочем, в этот момент она внезапно потухла сама.

     Место дает некую общую надежду (но не абстрактную, а если действительно есть на что надеяться. Не утешение, а состояние более уверенного ожидания.)
Через ИСС предполагается возможность гармонизирующего влияния на парные отношения.
В случае использования места в культовой практике жреческие функции должны исполняться женщинами. Участие мужчин в обрядах предполагается, но роль не понятна.
Контакт с водой ручья благоприятно сказывается на текущем состоянии здоровья. Употребление воды внутрь не допускает проявлений гастрита, что может объясняться ее известковой компонентой.

Из дневника наблюдений::
После того, как я умылся из ручья стало легче энергетически – как смыло застойную энергетику и пелену. В том числе почувствовал уменьшение остеохондрозного отека шеи. (Кстати, и на второй день прогулка с рюкзаком не аукнулась, что обычно характерно для меня. Не было ни отечности, ни головных болей).
Кроме того, несмотря на питие кофе натощак и по нескольку чашек в день и много сладкого не было осложнений со стороны желудка (даже повышенной кислотности).

     Основной источник можно однозначно (в комплексе) считать завязанным на женскую силу. Основной источник предпочитает золотистые металлы, не исключены округлые предметы (например, подсвечники из полированной меди).

     Об истории места (психосъемка).

     Негативных событий, связанных с источником, не замечено. Только положительное влияние, даже в случаях, обычно представляющих опасность.

Из дневника наблюдений::
В первое же ночное посещение при раздумье на эту тему представилась крестьянская семья, на телеге приехавшая к источнику. По впечатлению, в семье не было все ладно. Женщина выглядела очень измученной. А муж ощущался одной из причин этого. (Мужик-хозяин). Оступившись, женщина упала в промоину. (Первая мысль была, что с ней случилось что-то плохое – убилась, покалечилась). Однако при зондаже места получилось, что ничего плохого, кроме страха от падения с ней не произошло – далее фон выровнен. Сложилось впечатление, что, возможно, после этого даже выровнялись семейные отношения (эпизод_10).

     Основной источник можно однозначно (в комплексе) считать завязанным на женскую силу. Он предпочитает золотистые металлы, не исключены округлые предметы (например, подсвечники из полированной меди). Из остальных ручьев наиболее ярко проявлена индивидуальность у того, что далее течет в «каньоне». Сущность заметно в сторону мужской. Предпочитает мелкие серебристые монетки.
Второй (водозаборный) источник на противоположном склоне оврага воспринимается скорее как мужской. Но, возможно, это по сравнению с первым. Четко выраженной принадлежности не ощутимо.

3.3 Даузинг: получение энергетической схемы источника.

     Биолокационная рамочная съемка проводилась двумя операторами независимо друг от друга. Прохождение с маятником не дублировалось.

     Проход с маятником осуществлялся вдоль течение ручья, начиная от истока. Снималась общая структура энергопотоков на площадке источника. (см. Схему_1) Было обнаружено:
   - от истока до начала третьего колена ручья маятник показывает "притяжение" к торцовой стене грота, т.е. поток энергии направлен внутрь холма. По ходу третьего колена до выхода из-под арки грота наблюдается "отталкивание", - поток энергии направлен изнутри наружу. После пересечения арки снова наблюдается "притяжение", которое постепенно сходит на нет. Дальше устойчивых "течений" не найдено;
   - две активные точки, в которых наблюдалось заметное вращение маятника: по обе стороны "второго" мостика (М2), что согласуется с непосредственными наблюдениями. (точки 2 и 3)

     При проходе с рамками стояла задача: выявить структурные элементы в энергетической картине источника. Наблюдалось:
   - схождение рамок при пересечении линии арки грота - нынешняя граница внутренней части грота (Граница_1);
   - схождение рамок на уровне "второго" мостика - предположительно, след от границы грота в прошлом (Граница_2);
   - три точки "активности" - перед мостиком (2), за мостиком (3) и на 1,2 метра дальше (4).

     Характеристики "активности" - "знак" и "интенсивность" - измерялись для изучаемого и для контрольного источников. Единица измерения - оборот рамки. Конечно, таким образом получается лишь картина относительного взаимного соответствия и качественная характеристика объекта в целом.
     Контрольный источник - (+) 0, 25 об.
     "Святой" источник (т. 1) - (+) 9,0 об.
     "Мощность" "активных" точек:
  - т. 2 - (+) 2,5 об.
  - т. 3 - (+) 3,5 об.
  - т. 4 - (+) 0,25 об.
     Измерение в т.1 после зажигания свечи показало (+) 12,5 об. - т.е. интенсивность энергетического потока возросла.

     Также проводилось биолокационное "зондирование" характера посещений места. Обнаружено:

   Данные E:
- в настоящее время посещения источника происходят в течение всего года, хотя зимой их гораздо меньше;
- первый человек появился в зоне от Границы_2 до "первого" мостика около 550 лет назад;
- первый человек попал в зону между Границей_2 и Границей_1, около 250 лет назад;
- первый человек оказался на нынешней поверхности внутри Границы_1 чуть больше 100 лет назад.
- Камень был разбит молнией около 350 лет назад.

  Данные L:
- начало поклонения месту около 150 лет назад.
- значимые события: 60(70) - 110-120-150 лет назад.
- последнее яркое событие было во время Великой Отечественной войны.

     Прослеживание подземной части ручья показало, что он проходит под отклоняющими компас камнями, расположенными наверху склона, и одним из "хвостов" (были найдены развилки подземных потоков) подходит к поляне на вершине холма. (см. Приложения, Схему_2) К сожалению, в условиях густого елового подлеска, покрывающего весь склон, составить полную и досконально точную схему залегания водных жил не представляется возможным. Видимо, имеется несколько водоносных горизонтов на разной глубине, основной, откуда идет подъем воды, ориентировочно, залегает на глубине 25-20 м.

     Измерения интенсивности энергопотока в т.1 при переходе через точку астрономического новолуния (22.06, полдень) показали:
   - за 3 мин до перехода - (+) 2,5 об.
   - через 1 мин после - (+) 8,5 об.
     Т.е. перед переломной точкой источник как бы "притих", а потом вернулся к обычному состоянию. Мониторинг "подхода" к переломной точке не проводился.

3.4 Контроль состояния участников.

     В качестве проверки общего состояния здоровья производились утренние и вечерние замеры артериального давления у участников эксперимента.
     Использовался тонометр Digital Blood, (модель UA-705, диапазон 20-280 мм рт.ст, шаг 1 мм рт.ст.)
     В целом (учитывая погрешности прибора) все оставались в пределах нормы.
     Самочувствие у всех оставалось хорошим. Более того, при имевшем место неоднократном и грубом нарушении режима питания участником, страдающим гастритом, неизменного обострения не наблюдалось.

3.5 Комментарии аналитика (Art Gratis)

     Перед рассмотрением и оценкой полученной информации необходимо подробнее обратиться к месту действия. Название деревни Клескуши видимо происходит от славянского слова клеск, обозначавшего звукоподражание (звук хлопка ладоней, удара кнута, всплеск рыбы и пр.). Второе значение слова клеск – рыбья чешуя, например народная поговорка: «судье рыба – просителю клеск». Возможное значение названия Клескуши – место на реке где рыба плещется, блестит чешуей.
В перечне населенных пунктов Лужского уезда (на 1862г.) д.Клескуши указана «на реке Луге», часовни или церкви в деревне не указано (перечень достаточно подробный, например, часовня указана в соседней д.Шипино). на 1883г. в Клескушах было 23 двора, довольно крупное поселение по местным меркам. Точная дата возникновения деревни неизвестна, но судя по общей заселенности местности Среднего Полужья, деревня существовала уже в 16-17веках. Река Луга издревле известна как важнейший торговый путь, на её берегах зафиксированы десятки памятников древности (стоянки неолита, городища, культовые камни, идолы, могильники и т.д.) и необычных природных мест (обнажения, пещеры, гроты, водопады и т.д.). В разные времена река являлась естественной границей, в 17веке между Шведским королевством и Московским царством, в настоящее время – между Волосовским и Лужским районами. Пограничные функции реки в этом регионе обусловлены периферийным расположением Среднего Полужья относительно ближайших природно-исторических центров: с севера – Ижорского плато, с юга – северных окраин Гдовского края (район озера Самро).

     Полученная в ходе эксперимента информация может считаться адекватной для серьезного рассмотрения поскольку:
   а) не является взаимно противоречивой
   б) не противоречит общему возможному контексту предполагаемых обрядов, связанных с культом данного места.
     В общем объеме этой информации можно выделить несколько ключевых эпизодов, подробное рассмотрение которых позволяет уточнить детали существовавшего здесь культа, датировки и его происхождение.

3.5.1 Выявленные особенности культа

     Местное название источника – Кузовница, является одним из народных названий вербы (и в настоящее время верба действительно посажена возле источника). В народных представлениях верба часто связывалась с водой, например: «где вода, там верба, где верба, там и вода». В обрядовой практике народного православия верба связана с так называемой вербной неделей (неделей ваий) – последней неделей перед Пасхой. Именно на раннюю весну указывает эпизод_1: «весна, легкая зелень по земле, но деревья еще без листьев».
     На этой неделе важным фактором были семейные отношения (между молодоженами и родителями), что можно соотнести с эпизодом_4: «Несколько человек разного возраста, явно семья, есть и бабы и дети»
     Вербу освящали и хранили как оберег, что также соответствует направленности зафиксированного в ходе эксперимента ритуала, эпизод_6: «По смыслу - это ловится как "оборони от всякой хворобы". Там еще что-то было насчет "урожая", т.е. все вместе - получение как бы "оберега" на следующий сезон, чтоб все шло благополучно.»

     Именно на вербную неделю выпекали хлеба в форме почек вербы, хлеба выпекали на каждого члена семьи, что вполне можно соотнести с эпизодами_2, _3 и _7: «приношения - нечто вроде куличей… в середине торчит какая-то палочка, но это не горящая свечка, и не погасшая тоже, это вообще не воск, похоже на именно деревянную тонкую палочку…Подношения тоже имелись, тоже какие-то выпечные изделия, но маленькие и круглые, может, какое-то специальное печенье». Несмотря на то, что в Полужье не сохранилось упоминаний об обычае втыкать палочки вербы в куличи, этот момент не противоречит известным сведениям о традициях празднования предпасхальной недели.
     Важнейшую роль играли освященные ветви вербы. Можно предположить, что в этом источнике в последнюю неделю перед Пасхой освящали ветки вербы и использовали их в качестве оберегов, откуда и пошло название места. Подобные обереги использовали, в том числе и против грозы, считалось, что освященная верба может отвести грозу. Возможно, в этом поверье также есть некоторая связь с ударом молнии в камень над источником. Еще одной особенностью культа, подчеркнутой в эпизоде_5: «Одна из баб чертит водой крест на лбу себе, потом обоим детям, остальные тоже рисуют кресты на лбу сами себе, т.е. никакого "распорядителя ритуала" нет»" является то, что воду источника считали святой, но не целебной. По современным научным данным подобный ритуал неизвестен, но то, что такое могло быть и не противоречит канону, подтверждает, то, что он в точности копирует «помазание елеем» и вполне мог практиковаться как калька с церковного действа (здесь напомним, что в Клескушах не было церкви). В древности существовало довольно распространенное мнение о том, что святая вода существует в природе в некоторых источниках и углублениях в валунах, эта вода активно использовалась, в том числе и в православных ритуалах (например, в тех же Ильешах).

3.5.2 Возникновение культа

     Теперь несколько слов о возникновении культа. С учетом выше упомянутого момента об отсутствии характерной для многих святых источников привязке к религиозным образам (явления Богородицы, Параскевы Пятницы) и чудесным событиям (исцеления от недугов, обретение икон), вполне логично предположить причиной возникновения культа событие, не имеющее аналогов и не отраженное в известных распространенных преданиях. На месте святого источника не было церкви или часовни, что подтверждает некоторую неканоничность события, ставшего истоком культа. Указанные в эпизодах_8 и _10 события («Некогда по снегу в овраг провалился некий охотник и хорошо промок в ручье. Но он не заболел после этого, и вообще с ним ничего плохого не случилось»… «Оступившись, женщина упала в промоину. Первая мысль была, что с ней случилось что-то плохое – убилась, покалечилась. Однако … ничего плохого, кроме страха от падения с ней не произошло»), произошедшие несколько веков назад, естественно не могут быть достоверно доказаны или опровергнуты. Однако, несмотря на некоторое расхождение, обращает на себя внимание не только общая направленность выявленного события («несчастный случай, но без негативных последствий»), но и соответствие указанного события, как возможной исходной точки культа.
     Эпизод_9: «Потом (в это время уже существовала деревня и за водой приходило много людей) удар (молнии), обвал. После обвала открылся грот (полузасыпанный)» также не только указывает на событие, следы которого четко читаются на местности (разбитый молнией камень, следы обрушенной части грота), но и подтверждают не столь древнее происхождение деревни. Совершенно очевидно, что на фоне множества аналогичных источников, имеющихся в этом регионе, священный источник должен выделяться не только особенностями формы (грот, дерево), но и событиями (обвал части склона, обнаживший грот, удар молнии в камень над источником).

3.5.3 Датировка

     Обращаясь к выявленной в ходе эксперимента датировке событий, можно отметить несколько ключевых дат:

   1. Первое появление человека у источника – середина 15века (деревни еще не было, вполне возможно, что её возникновение пришлось на период Ливонской войны и «смутного времени», во всяком случае нет достоверных сведений о существовании д.Клескуши ранее 16-17вв)
   2. Удар молнии и «открытие» грота – примерно с середины 17 по середину 18века. Данная дата вполне соответствует примерному возрасту ели над гротом, корни которой удерживают часть свода грота. По внешним признакам, ель уже росла и скрепляла корнями склон во время указанного события.
   3. Возникновение культа в дошедшей до наших дней форме – 19век. Вполне соответствует периоду известного «расцвета» деревни. На небольшую древность культа указывает и его локальная известность.

     Нет никаких свидетельств о большой древности культа и его широкой распространенности. Из этого можно сделать вывод, что событие, ставшее причиной возникновения культа (удар молнии и «обретение» грота) имело сугубо локальное значение и не играло особой роли в мировоззрении жителей соседних деревень.

4.Вывод: итоги эксперимента и перспективы.

Esgal:
     Проведенный эксперимент показал однозначную допустимость и полезность использования человеческой психики, техник восприятия в измененных состояниях сознания, в качестве одного из инструментов для исторических исследований. Данный инструмент уместен в комплексе с прочими, традиционными методами исследования, он эффективно дополняет их применение. Видимо, только таким способом можно получить сведения о действительном использовании доисторических культовых сооружений, даже если о культуре оставившего их народа информации не сохранилось.
     По методике использования психотехнического способа исследований можно сказать следующее:
   1. Обязательна работа нескольких операторов;
   2. Желательно использование ими одной системы терминов (одинакового описания мира) для удобства сведения и интерпретирования результатов;
   3. Нежелательно наличие у них какой-либо предварительной информации о месте (объекте) исследования (чем меньше предварительного знания, тем "чище" получаемая информация);
   4. Необходимо полностью исключить обмен информацией между участниками исследования до момента их окончания;
   5. Анализом и сведением полученной информации в единую картину должен руководить исследователь, не задействованный в психотехнической части и владеющий наличествующей информацией об объекте из других источников.

     Можно также сделать вывод о рациональности использования психотехнических методов при изучении любой территории, для которой совокупность имеющихся классических методов исследования не дает результата, полностью объясняющего наблюдаемые на ней явления, в том числе для геопатогенных и иных аномальных зон.
     Согласно концепции группы, я считаю, что такой мощный прибор как человеческая психика должен использоваться на равных с любой техногенной измерительной аппаратурой. В 21-м веке, в свете достижений на переднем крае как физики, так и психологии, следует не дискутировать о возможности его применения, а заняться практическими задачами по его градуировке и интерпретации снимаемых показаний.

Art Gratis:
     Проведенный опыт показал возможности и перспективы использования т.н. «антропного метода» в исследовании сакральных мест. При наличии подготовленной команды подобная методика вполне может быть использована для получения информации о происходивших на месте событиях. Антропный метод вполне может быть задействован в тех случаях, где нехватка археологического (исторического, этнографического…) материала не позволяет воссоздать те или иные нюансы, связанные с культовым (и не только) местом. Однако для получения максимально объективного результата необходимо соблюдение определенных условий:

  1. тщательный анализ исторической и природной обстановки места – полученная информация не должна противоречить этим данным
  2. ввиду субъективности человеческого восприятия, для составления наиболее объективной картины необходимо по возможности большее количество участников, умеющих использовать ИСС для подобного рода экспериментов.

    Эксперимент показал, что полученная нетрадиционным путем информация вполне может дополнять имеющиеся сведения, конкретизировать детали и объяснять взаимосвязи между событиями и элементами местности, а также, наравне с ландшафтной археологией и геомантикой, являться источником новых данных о прошлом исследуемого места.

Приложения:

Схемы (1,   2)

Отчеты операторов (1,   2)

Фотогалерея (все фото)

Слайд-шоу (1,   2   3)
Hosted by uCoz